Литейный мост — второй постоянный мост через Неву.
Длина Литейного моста: 396 м
Ширина Литейного моста: между перилами - 34 м, проезжей части - 28 м, каждый из 2-х тротуаров - 3 м
Количество пролетов Литейного моста: 6
Литейный мост соединяет: Центральный и Выборгский районы Санкт-Петербурга — Литейный проспект и улицу Академика Лебедева.
Постоянный Литейный мост открыт в 1879 году, но переправа через Неву в этом месте существовала задолго до основания города. Это был путь из России в Швецию, связывающий Новгородскую дорогу с дорогой на Выборг. А с 1786 года тут был установлен мост на плавучих опорах — понтонах (это был второй в городе плашкоутный мост под названием Воскресенский).
Весной 1865 года бурный ледоход сорвал понтонный мост и было решено заменить его постоянным. На открытый конкурс было представлено 17 проектов и победила английская фирма. Это был проект моста с 4 пролетами и двумя разводными частями у каждого из берегов Невы. Назывался проект «Вестминстер». В 1874 году в связи с выявленными замечаниями к английскому проекту (а также из-за его дороговизны) было решено разработать другие проекты.
Лишь 30 августа 1875 году начали строительство. Возглавлял его инженер А. Е. Струве и в его обязанности входило завершить мост за 4 года.
Строительство было сложным. Максимальная глубина Невы (24 метра) в районе моста, сложный грунт (илистая глина) и затонувшая в этом месте баржа осложняли работы. Дважды происходили несчастные случаи с человеческими жертвами. Количество жертв строительства — 40-100 человек, точное число не известно, тем более что большинство тел исчезали бесследно. Ликвидация последствий одной из таких катастроф заняла около года. Все это повлекло значительное увеличение стоимости моста - она составила 5,1 млн рублей (что превысило изначальную стоимость в 2 раза, а стоимость по проекту «Вестминстер» - в 1,5 раза). Несмотря ни на что окончание строительства закончилось всего лишь на месяц позже запланированного срока — 30 сентября 1879 года.
В 1903 году в связи с празднованием 200-летия города мост переименовали в Александровский мост — в честь Александра II, в 1917 году вернули название, которое было дано еще понтонному мосту после 1849 года - Литейный мост (в честь Литейного двора).
Литейный мост сразу был построен с разводным (поворотным) пролетом у левого берега. Разводка происходила при помощью 8 рабочих, которые вручную вращали ворот. Спустя время ворот заменили на водяную турбинумощностью 35 лошадиных сил, подсоединенную к городскому водопроводу. Такая система была единственной в мире. Проход для судов был открыт на протяжении 20 минут.
Разведенный пролет Литейного моста до реконструкции |
Литейный мост — первый в мире постоянный мост, освещавшийся электричеством.
Решетки Литейного моста считаются одними из самых красивых в городе. Архитектор перил Литейного моста - К.К. Рахау. В центре секции — щит с изображением герба города, который держат в руках 2 русалки. Хвосты русалок переплетаются с растительным орнаментом. Чугунное перильное ограждение Литейного моста включено в Государственный список памятников градостроительства и архитектуры.
Во время Великой Отечественной войны один из пролетов моста был пробит авиабомбой, но серьезных повреждений, к счастью, не было.
1 ноября будем отмечать 50 лет открытия Литейного моста после серьезной реконструкции, происходившей в 1966-1967 годах. Так как состояние основания опор, несмотря на почти столетнюю эксплуатацию, оказалось отличным, изменениям подверглись только верхние части моста под руководством инженера Ю.Р. Кожуховского. В процессе реконструкции увеличили ширину моста на 10 м, что позволило сделать движение транспорта по трем рядам. Вокруг моста появились спуски к реке и пешеходные дорожки под мостом. Была произведена установка новых фонарей.
Перила моста сохранены от моста 1879 года, за исключением разводного пролета, для которого были отлиты копии перил из более легкого сплава - алюминия.
Литейный мост - вид с нижней площадки парадного спуска на оси проспекта Чернышевского |
Перила моста сохранены от моста 1879 года, за исключением разводного пролета, для которого были отлиты копии перил из более легкого сплава - алюминия.
Во время ремонта заменили металлические конструкции в пролетах.
Поворотный разводной пролет заменили на однокрылый раскрывающийся и передвинули ближе к центру — туда, где у Невы больше глубина. Теперь он оборудован современным гидравлическим приводом.
Под Литейным мостом |
Поворотный разводной пролет заменили на однокрылый раскрывающийся и передвинули ближе к центру — туда, где у Невы больше глубина. Теперь он оборудован современным гидравлическим приводом.
Очень редко мосты разводят днем, например, в последнее воскресенье июля - день ВМФ для проведения парада (или в дни репетиций парада) |
У Литейного моста самый большой в мире вес разводного пролета — 3225 тонн при длине 55,4 м. Мост остается в разведенном состоянии ночью в период навигации около 3 часов. Узнать точное время разведения моста и будет ли разводиться мост в конкретный день можно на сайте Мостотреста: https://mostotrest-spb.ru/ Максимальный угол раскрытия — 67 градусов. Подъем на максимальную высоту происходит за 4 минуты.
В мае 2016 года две секции решетки были повреждены в ДТП. Из-за сложного рисунка восстановительные работы к настоящему времени (июль 2017 года) еще не закончены.
Комментариев нет:
Отправить комментарий